+7 (951) 322-00-07
с 8.00 до 23.00 МСК

Из истории комнатных цветов


C появлением городской культуры возникло декоративное садоводство. Уже в третьем тысячелетии до нашей эры в Месопотамии и Египте выращивали не только утилитарно-полезные, но и декоративные растения, лотосы, незабудки и другие.

В первом тысячелетии до нашей эры были созданы прославленные висячие сады Семирамиды, считающиеся одним из семи чудес древнего мира. Дворец Семирамиды, царицы Древнего Вавилона, имел несколько уровней террас, на которых были высажены растения, свезенные буквально со всех концов ойкумены.

К этому времени относятся и первые руководства по выращиванию растений, к сожалению дошедшие до нас в виде отдельных фрагментов. Известно, что когда Египтом правила женщина -фараон Хатшепсут, была снаряжена специальная экспедиция в страну Пунт, доставлявшая не только драгоценности и слоновую кость, но и живые ладанные и мирровые деревца. Прекрасные декоративные сады разбивали в Древней Персии - слово "Парадиз", обозначающее для европейца рай по персидски значило просто сад или парк.

Изначально древние греки не испытывали потребности в городских декоративных садах - города были крошечными, а жители регулярно покидали их для работы на своих сельскохозяйственных участках - полях, виноградниках или садах. Небывалый расцвет садово-паркового искусства приходится на времена Древнего Рима - одного из первых мегаполисов в современном смысле этого слова: население, достигавшее миллиона человек, многоэтажные дома развитое коммунальное хозяйство. Именно жители Рима стали первыми настоящими горожанами, занимающимися ремеслом или торговлей и надолго оторванными от естественного природного окружения. Археология подтверждает, что практически при каждом частном доме был хотя бы крохотный вегетариум - декоративные садик, а состоятельные люди владели роскошными садами с фонтанами и посадками экзотических растений. Нужно отметить, что внутрисемейная, интимная жизнь граждан протекала в помещениях, выходящих в сад, а официальная деятельность проходила в удаленных от него комнатах. Однако большая часть горожан обитала в многоквартирных доходных домах и не могла иметь своих собственных садов. Они выращивали цветы в своих собственных жилищах, как и мы, используя для этого керамические цветочные горшки. Распространенность этого явления подтверждается существующими упоминаниями современников о том, что во время нередких в Риме смут эти горшки частенько летели в головы политических оппонентов. Именно в Риме открылись первые парки, доступ в которые был открыт для всех.

Примерно в это же время на другом краю материка, в Древнем Китае, также создавшем рафинированную городскую цивилизацию, также разбивали прекрасные декоративные сады, воспетые в дошедших до нас стихах и прозе.

После гибели Римской империи традиция декоративного садоводства на первых порах сохранялась только в христианских монастырях. Мы не знаем, сберегли ли монархи того времени пришедшие из античности навыки выращивания горшечных растений. Массовое развитие комнатного садоводства в средневековье началось с 15-16 веков, сначала в Италии, а потом в других европейских странах. На полотнах мастеров времен итальянского Возрождения можно увидеть здания, террасы и галереи которых украшают растения, высаженные в горшки и вазы. Их современники во Фландрии часто изображают на своих картинах ирисы, розы или лилии, также растущие в горшках. В эпоху великих географических открытий в Европу буквально хлынул поток экзотических растений, многие из которых стали потом привычными для нас комнатными цветами. Именно в это время в комнатное цветоводство пришли тропические растения, наиболее подходящие для содержания в наших жилищах (до этого комнатные цветы были в основном выходцами из субтропических областей Евразии).

В России первым известным цветоводом -любителем был государь Алексей Михалыч Тишайший, который засадил Кремль декоративными кустарниками и цветами. Однако задолго до этого, еще в 16 веке, царские усадьбы и дворцовые села вокруг Москвы были окружены не только плодовыми, но и декоративными садами, в которых выращивали не только цветы, но и душистые травы. В царствование Алексея Михайловича, к нам на Родину впервые приехали настоящие садовые розы. Уже тогда в царских усадьбах строили "теплые избы" или "теплые амбары" - прообразы современных оранжерей. Сохранились ведения, что уже в эти годы в Россию ввозили теплолюбивые растения в горшках и кадках, предназначенные для выращивания в закрытом грунте. Документально подтверждено, что в 1654 году "торговые гости" Андрей Виниус и Иван Марсов купили по царскому указу и привезли из Голландии через единственный тогда русский морской порт Архангельск "две птицы попугая да садовых дерев: два оранжевых яблок, два дерева лимонных, два дерева винных ягод, четыре дерева персиковых слив, два дерева априкосовых яблок и три дерева шпанских вишен..."

Нужно заметить, что Голландия сыграла совершенно особенную роль в судьбе европейского цветоводства. Уже в 17-ом веке в этой стране цветоводство приобрело не только небывалый для Европы размах, но и совершенно новые формы. Колонии в Южной Америке и Индонезии и прекрасные торговые связи по всему миру (недаром из всех европейцев только они могли активно действовать в Японии и Китае) позволили голландцам собрать в своей маленькой стране декоративные экзотические растения со всего земного шара. Достаточно высокий средний уровень жизни и образования голландца того времени и высокая степень урбанизации создали предпосылки для увлечения коллекционированием этих растений, причем стоимость их порой была необычайно велика. Известно, например, что в 17-ом веке один голландский капитан привез из Суринама дюжину орхидей, продажа их позволила бравому морскому волку купить прекрасный дом с садом. Именно в этой стране впервые была освоена промышленная технология "выгонки" луковичных растений, в первую очередь тюльпанов и гиацинтов, заложившая основу господства голландского цветоводства во всей Европе, в значительной степени сохранившегося и до нашего времени. Тогда же Голландия и стала ведущим экспортером всех декоративных растений открытого и закрытого грунта.


Эпоха Петра Великого стала переломной среди многооочисленных нововведений и в отношении декоративного садоводства. В России впервые появились сады, созданные по голландским образцам, и проводился массовый завоз комнатных цветов из питомников Западной Европы. Оранжереи этого периода становились непременным атрибутом преуспевающей помещечьей усадьбы, а первая из них была построена в Царском селе еще в 1710году, через семь лет после основания Санкт-Петербурга - в ней произрастало ни много ни мало, а целых пять тысяч растений. Петр не только выписывал для работы при дворе голландских садовников-специалистов, но и посылал в страну "цветов" наших соотечественников - на стажировку. По приказу императора комнатные цветы в нашу страну вввозили не только из Европы, но из сказочной и бесконечно далекой в то время Персии - это путешествие длилось так долго, что по дороге приходилось устраивать растения на зимовку в специально устроенных временных оранжереях.

Генрих Эклебваен, садовник Елизаветы Петровны, дочери Петра Великого, в середине 18-го века выращивал для царского стола не только свежие огурцы, но и бананы и финики. Об авторитете профессии садовника свидетельствует то, что Эклебен был титулярным советником. Соохранившимся описям коллекций середины 18-го века может позавидовать любой современный коллекционер - они включают сотни растений из Аравии, Индии, Америки, Африки (целые плантации ананасов, многочисленные кофейные деревья, разнообразные кактусы и тому подобное).

В начале 19-го века комнатные растения в горшках постепенно становились обычными даже в жилищах не слишком зажиточных людей. На знаменитой панораме Невского проспекта, созданной в то время В.Садовниковым, среди прочих, типичных для Санкт-Петербурга персонажей изображен и продавец комнатных растений.

Рисунки и акварели того времени позволяют считать, что особенно наши предки любили комнатные растения с яркими цветами, такие как пеларгонии, фуксии, бальзамины, гиппеаструмы и, конечно, розы.

Наряду с простонародной гультурой горшечного цветоводства продолжало развиваться дворцовое оранжерейное садоводство. Например, только коллекция, содержавшаяся в оранжереях Павловска, насчитывала около 6000 видов экзотических растений, и при этом ни была уникальной.

Увеличение степени искусственности среды, в которой обитал человек, усиливало его тягу к девственной природе. Естественно, что раньше и острее всего это происходило в наиболее урбанизированных районах земного шара. Обитатели этих стран стремились не просто вырастить в своем жилище комнатные цветы, но и перенести в него кусочек природы. Именно так в Китае и Японии родилось искусство выращивать в плошках крошечные деревца - бонсаи, по форме подобные столетним лесным великанам, или создавать на подносах целые ландшафты, с деревьями, скалами и водоемами.

Первые оранжереи появились в 16-ом веке во Франции и Германии. Они носили, как бы сейчас сказали, производственный характер: в них выращивали растения для наружного контейнерного озеленения, фрукты для круглогодичного использования. В России князья Юсуповы уже во времена Екатерины Великой регулярно устраивали распродажи ананасов, винограда, апельсинов из своих оранжерей. Удобно обосновавшийся к югу от Санкт-Петербурга, на берегу Финского залива, соратник Петра Первого Александр Меншиков так преуспел в разведении экзотических фруктов "под стеклом", что эта местность и по сию пору называется Ораниенбаум - апельсиновое дерево.


С 17 века оранжереи стали использовать и для коллекционирования редких растений, привезенных из дальних странствий. На протяжении примерно века этим занимались только ученые-натуралисты и очень немногие просвещенные монархи и аристократы. Однако, с легкой руки Руссо к середине 18-го века ботаника вошла в моду и среди придворных щеголей и среди богачей третьего сословия. Естественно большинство этих горе-коллекционеров не слишком разбиралось в ботанике - для них важнее был внешний вид коллекции, которой приятно похвастаться перед гостями. Именно так впервые появился зимний сад в современном понимании - парадный декоративный сад, защищенный от невзгод холодного климата прозрачной стеклянной крышей.

Один из первых зимних садов в России был построен в Таврическом дворце. На сохранившемся плане отчетливо видны извилистые дорожки, клумбы и даже фонтаны. Мода на зимние сады продержалась до самой Великой Французской Революции, которая так перетряхнула и перепугала всю Европу, что в моду вошли другие развленчения.

Эти изысканные сады, сметенные революционными бурями, были настоящим детищем эпохи рококо. Не меньшую, чем растения роль в них играли колонны, фонтаны, статуи, вазы и другие причудливые безделушки. Интересно, что влияное этой стилистики сохранялось в большинстве зимних садов на протяжении почти всего 19-го века.

Вновь интерес к зимним садам возродился в конце первой трети 19-го века, когда эпоха Наполеоновских войн сменилась периодом реставрации традиционных деспотичных монархий (в России это произошло в 1830-ые годы). В это время большинство состоятельных людей гораздо уютнее чувствовали себя в собственном имении, а не в свете. Семейный уют, комфорт, и, пожалуй, некоторая закнутость стали нормой. Портретисты того времени - вспомните Карла Брюлова - часто окружали свои очаровательные модели роскошными оранжерейными растениями или просто писали их в зимних садах. Именно в это врремя парралельно с парадными дворцовыми зимними садами появились небольшие, часто принадлежащие не очень богатым людям сады новог типа - нечто промежуточное между гостиной и оранжереей, предназначенные не для официальных приемов, а для спокойного, комфортного времяпровождения. Распространению этих садов очень способствовали технологические новшества - именно тогда несущие конструкции оранжерей начали делать из железа, и с каждым годом они становились дешевле, что способсвовало их более широкому применению в загородных имениях и городских особняках.

В столице Российской Империи, по желанию императорской фамилии, зимний сад был устроен в Зимнем дворце, где его разбили на крыше Малого Эрмитажа - там где до и после этого был расположен знаменитый висячий сад. До нашего времени от этого роскошного зимнего сада, заселенного пальмами, экзотическими хвойными деревьями, драценами и другими декоративными растениями, остался только мраморный фонтан, который и сейчас может видеть любой посетитель Эрмитажа. Кстати, создатель этого сада, архитектор Анрей Иванович Штакеншнейдер, одновременно построил и еще один зимний сад - лично для себя. Сохранились сведения, что этот собственный сад поразил великолепием самого государя.

Но, как известно, история любит повторяться. Царствование Александра II принесло новые веяния, реформы и оживление общественной жизни. И сразу же пошла на убыль мода на зимние сады. Их сносили, их перестраивали, превращая в жилые помещения. Правда сравнительно ненадолго - зимние сады начали полдзоваться популярностью в 1880-ые годы - в это время был создан частично сохранившийся до наших дней сад поэта и Великого Князя Константина Константиновича Романова, известного всей тогдашней России под псевдонимом "К.Р." Cейчас в здании этого особняка расположен Дом ученых. Тогда же был создан и тропический зимний сад в Аничковом дворце.

В последние годы существования Российской Империи интерес к зимним садам достиг максимума. Оранжереи постепенно приняли современный вид: появились зеркальные стекла большой площади, печи сменились паровым отоплением, сменились паровым отоплением, и, что особенной важно , впервые за всю историю в зимних садах была установлена электрическая искусственная подсветка. Образцом такого современного зимнего сада, сохранившиеся конструкции которого любой может увидеть с улицы, является сад знаменитой балерины Матильды Кшесинской.

Небывалый прежде рост городов с их совершенно неестественной для человека средой обитания усиливал тягу к девственной природе Поэтому наряду с регулярными зимними садами стали появляться сады, иммитирующие уголок тропической или субтропической природы. Этому способствовали многочисленные экспедиции, доставлявшие экзотические растения из всех, даже самых труднодоступных уголков Земли не только для научных коллекций, но и с чисто коммерческими целями. Кроме того, именно на рубеже 19-20 веков появились фирмы, специализирующиеся на выращивании крупномерных тропических и субтропических растений в призводственных оранжереях, что тоже способствовало широкому распространению зимних садов.

Таким образом, озеленение помещений - не просто способ их украшения, а нечто значительно большее - попытка частично компенсировать не всегда осознанную, но сильную биологическую потребность человека в естественном для него природном окружении. Именно поэтому любовь к декоративным растениям не является привилегией сравнительно зажиточных людей, а одинаково часто встречается во всех слоях общества, причем трудно сказать, что приносит больше радости владельцу - роскошный зимной сад или расцветшая весной в коммуналке на подоконнике азалия.