+7 (951) 322-00-07
с 8.00 до 23.00 МСК

Мозговой штурм


Отпустите свою фантазию. Мозговой штурм. Многие, наверное слышали, про этот Креативный метод решения проблем. В этой статье я хочу рассказать про мозговой штурм. Что это такое и для чего он нужен

Кратко:

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг, brainstorming) включает в себя два этапа:

1.Группа генерирует идеи по определенной теме. Все идеи записываються, в том числе на первый взгляд совершенно абсурдные. При этом критиковать запрещено.

2.Идеи оцениваются, развиваются. За тем отбирают лучшие.

Суть методики — отделение процесса генерации идей при первом этапе, от их анализа и отбора при этапе втором.

Подготовка мозгового штурма

1.Создайте группу генераторов идей (как правило это человек 5-10). Люди должны быть творческими, с умом активным и подвижным.

2.Должна быть сформирована экспертная группа, для анализа и отбора лучших идей. Но обычно сами генераторы идей выступают как эксперты. В рекламных агентствах в роли эксперта выступает, как правило, креативный директор.

3.За пару дней до штурма нужно оповестить участников, в оповещении должно быть краткое описание темы и задачи (бриф). Может быть, кто-то придёт уже с готовыми идеями.

4.Для записи идей и демонстрации списка, нужно подготовить всё необходимое. Варианты:

A)Доска и мел

B)Листы бумаги на планшетах и фломастеры

C)Всевозможные стикеры

D)Ноутбук с проектором

5.Выберите ведущего мозгового штурма. Обычно ведущий известен изначально, он и организует брейнсторминг.

6.Назначте одного или двух секретарей, для фиксации всех идей

7.Определите продолжительность первого этапа. Обычно примерно час. В креативных агентствах, конечно, дольше. Ведь там генерация идей — основная работа.

Так как время ограничено, участникам нужно выдать как можно больше идей в заданный срок. Такой подход активизирует и заставляет выложиться. Чёткое определение времени, обязательное условие для участников штурма.

8.Поставьте цель. Что вы конкретно хотите получить в результате мозговой атаки? Задача должна быть записана так, что бы она всегда находилась перед глазами. Сделайте краткое описание задачи, добавьте полезную информацию и раздайте эти брифы в печатном виде.

У всех участников должны сложиться четкие представления, зачем они собрались и какую задачу собираются решить. В мозговой атаке приветствуется хаос идей, но не хаос задач.

 Проведение мозгового штурма

1. Этап генерации идей (Фаза «мечтателя»)

Девиз этой фазы: Отпустите свою фантазию! Чем больше идей, тем лучше! Приветствуются даже самые нелепые и абсурдные! Сумасшедшие идеи – это лучшие идеи! В конце концов, Галилея то же считали сумасшедшим!

Казалось бы бесполезная идея, может стимулировать другие. Нужно улучшать развивать и комбинировать идеи, которые высказывались.

Алекс Осборн (Alex F. Osborn), создатель метода мозгового штурма, писал:

«Количество идей переходит в качество. В каждой идее есть рациональное зерно».

Высказывайте свои идеи нужно кратко, но емко, доказательства не нужны, но суть предложения, должна быть понятна. Ведущий помогает сформулировать идею для записи. Идеи записываются все без исключения! Критика идей на этапе генерации абсолютно запрещена.

Юмор и смех, приветствуются. Легкость и простота общения среди участников. Атмосфера остроумных, уважающих друг друга людей, которые заинтересованы в хорошем качестве решения вопроса.

В конце концов, наступает такой момент, когда думается без особых усилий, а во внимание принимаются все идеи, какие в голову придут. Участники начинают буквально фонтанировать всевозможными идеями. Этот момент считается самым продуктивным, потому что здесь начинает работать подсознание, самый мощный наш ресурс.

После завершения этой фазы, список коллективно редактируется – начерно, торопливо и кратко. Уже потом из этой руды будет извлекаться золото.

Перерыв.

 2. Этап оценки идей (Фаза «реалиста»)

Девиз этой фазы: Идея, которая рассматривается сейчас – есть самая лучшая.

К ней, нужно относится так, как будто других идей, нет вообще! Максимальное внимание к каждой идее, которую записали!

Критиковать уже можно, но по делу, конструктивно! В каждой идее нужно попытаться найти рациональное зерно. Здесь по возможности лучше не спешить. Развивайте, объединяйте идеи. Это может дать неожиданно хороший результат.

Можно составить таблицу со списком идей и отмечать их, допустим, по пятибалльной шкале. Например: 5 - отличная идея; 1 - идея не имеет смысла.

Разновидности мозгового штурма

Индивидуальный мозговой штурм

Все тоже самое, только роли — секретаря, ведущего, генератора идей — принадлежит одному человеку.

Обратный мозговой штурм

Цель — максимальное выявление недостатков, допустим рекламируемого объекта. Генераторы в режиме мозгового штурма делают список имеющихся или потенциальных недостатков, либо каких то ограничений, противоречий тестируемого объекта. Затем идет поиск устранения недостатков.

Метод «635»

Шесть человек записывают на листе бумаги по три идее каждый, за пять минут. Потом листки с идеями передаются соседу, например вправо. Следующие пять минут идет ознакомление и детализация идей соседа. Так происходит до тех пор, пока все участники не поработали со всеми идеями. В итоге 18 готовых проработанных идей, за 30 минут. Затем идет выбор наилучших вариантов и их усовершенствование.

Метод корабельного совета

Предложения идут иерархически. Первым говорит «юнга», последним — «капитан». Недостаток: нельзя высказывать новую идею после своей очереди.

Напоследок

Это методика эффективна и универсальна. Она поможет, когда нужны нетрадиционные методы решения, когда критическая ситуация, и нужно быстро найти выход или когда нужно найти много идей за короткое время. Но этот метод не заменяет полностью творческий процесс, и не дает гарантий, что среди всех идей найдется именно та, что вам поможет.